Психологическая готовность обучающихся колледжа к итоговым экзаменам 29.08.2016

Актуальность психологической подготовки к экзаменам трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией. Для того, чтобы реализовать свои возможности, показать знания обучающийся должен конструктивно подходить к процедуре экзамена и уметь справиться с волнением. Знание своих особенностей и возможность их учитывать при подготовке к экзаменам позволяет более качественно подготовиться к экзаменам. В КДПИ имени К.Фаберже сформирован План психолого-педагогического сопровождения подготовки к сдаче ГИА.

Актуальность психологической подготовки к экзаменам трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией. Для того, чтобы реализовать свои возможности, показать знания обучающийся должен конструктивно подходить к процедуре экзамена и уметь справиться с волнением. Знание своих особенностей и возможность их учитывать при подготовке к экзаменам позволяет более качественно подготовиться к экзаменам. Создание комфортной среды при подготовке к экзамену имеет большое значение, поэтому работе со всеми участниками образовательного процесса необходимо уделить внимание.

При разработке программы «Психолого-педагогического сопровождения обучающихся колледжа к экзаменам» учитывались основные направления: диагностика личностных особенностей обучающихся, психологическое просвещение, закрепление знаний и умений на занятиях с элементами тренинга. С помощью этой программы обучающиеся могут эффективно использовать свое время для подготовки к экзаменам, усовершенствовать навыки запоминания. Особое место в данной программе отводится обучению приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения, дыхательным упражнениям. Таким образом, программа позволяет обучающимся научиться владеть собой в ситуации стресса и уменьшить негативные ожидания и переживания в ходе экзамена, тем самым сохранить свое здоровье.

Цель - создание психологически комфортной среды для подготовки и успешной сдачи экзаменов и государственной итоговой аттестации.

Задачи:

  1. Повышение психологической грамотности участников образовательного процесса.
  2. Повышение сопротивляемости стрессу, отработка навыков уверенного поведения.
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
  4. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  5. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
  6. Ознакомление классных руководителей и преподавателей с индивидуальными особенностями отдельных обучающихся.

Методы: мини-лекции с раздачей письменных рекомендаций, беседы в группах, дискуссии, игровые методы, консультации.

Темы занятий:

  • Как готовиться к экзаменам.
  • Восприятие, мышление и процессы памяти.
  • Ведущий канал восприятии действительности
  • Поведение на экзаменах
  • Способы снятия нервно-психического напряжения
  • Эмоции и поведение

План психолого-педагогического сопровождения подготовки к сдаче экзаменов

Сроки/ с кем проводится

Мероприятие

сентябрь

1-2 курс

Диагностика уровня тревожности

1-2 курс

Анкетирование: «Выявление мотивов выбора профессии»

октябрь

1-2 курс

Тест: «ВАК»

1-4 курс

Беседа в группе «Ведущий канал восприятии действительности»

1-2 курс

Тест на выявление личностной и реактивной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханина)

ноябрь

2-4 курсы

Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам»

1-2 курс

«Батарея» методик на самооценку:

Л.И. Мнацаканян , С.А. Будасси «Лесенка»,

«Самооценка личности», А.М. Прихожан

2-3 курс

Коммуникативные тренинги : « Поведение на экзамене»

Студенты всех курсов

Проведение тренинга, бесед со студентами с повышенным уровнем тревожности

Студенты всех курсов

Беседы :«Определение характера затруднений обучающихся, возникающих в процессе обучения в колледже»

Оформление стендов с рекомендациями по подготовке к экзаменам

декабрь

1-3 курсы

Диагностика уровня мотивации учебной деятельности: анкетирование «мое отношение к обучению», методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика Н.Лускановой, М.Рокича-С.Швартца, Дж.Голланда, УMД.

Студенты всех курсов

Индивидуальная работа со студентами направленная на снятие состояния тревожности, агрессии, страхов

Студенты всех курсов

Индивидуальная работа со студентами, имеющими проблемы публичного выступления.

1-2 курс

Батарея методик на определение психических состояний Г.Айзенка, на фрустрацию Л.И.Вассермана(модификация Бойко), экспресс-диагностика невроза К.Хека и Х.Хесса,

Студенты всех курсов

Психологическое сопровождение экзамена

2 курс

Игра «Экзамен»

январь

1-4 курс

Тренинг: «Управление стрессовыми ситуациями»

3-4 курс

Лекция: «Навыки публичного выступления»

февраль

2-3 курс

Лекция: «Стресс»

2-4 курс

Мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения»

март

1 курс

Исследование познавательной сферы

2 курс

Мини-лекция «Восприятие, мышление и процессы памяти»

2 курс

Проведение теста «Лурия»

4 курс

Мини-лекция «Как справиться со стрессом»

апрель

Вс группы

Выступление на родительских собраниях «Поддержка ребенка во время экзаменационной сессии»

Выпускные курсы

Анкетирование: «Самоанализ профессиональной готовности выпускника»

1-2 курс

Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов»

2-4 курс

Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями»

3 курс

Игра «Экзамен»

май

Студенты всех курсов

Индивидуальная работа со студентами, имеющими проблемы публичного выступления.

3-4 курс

Батарея методик на определение психических состояний Г.Айзенка, на фрустрацию Л.И.Вассермана(модификация Бойко), экспресс-диагностика невроза К.Хека и Х.Хесса, агрессивности А.Ассингера и т.д.

Оформление стендов с рекомендациями по вопросам подготовки к экзаменам

июнь

Все группы

Индивидуальная работа со студентами направленная на снятие состояния тревожности, агрессии, страхов

2 курс

Беседы в группах «Экзамен – ступень в моей жизни»

Все группы

Психологическое сопровождение экзамена

Педагог-психолог Лужанская Лидия Петровна (отделение «Художественный текстиль») +7 (499) 725-15-40

Педагог-психолог Шестова Татьяна Ивановна (отделение «Художественное») +7 (495) 391-16-69

Педагог-психолог Абрамова Елена Валентиновна (отделение «Информационно-технологическое») +7 (495) 327-79-52