Южный административный округ

Профилактика

Нестабильная социально-экономическая, экологическая ситуация требует повышенного внимания к профилактике правонарушений и асоциального поведения, что возможно при условии интенсификации взаимодействия с такими субъектами как ОВД, наркологические диспансеры, КВД , ФСКН и др. Социальные деформации в обществе на этапе обретения молодёжью социального опыта, в т.ч. и отрицательного, привели к росту таких явлений как суицид и экстремизм.

1. Профилактика правонарушений и безнадзорности среди обучающихся

Детская беспризорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых, и порождает опасные для молодежи и общества в целом тенденции:

1. рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

2. массовые нарушения прав детей;

3. рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

4. рост числа венерических заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременности и родов у девочек подростков;

5. омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств к существованию.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования внутриколледжной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Практика профилактической работы в колледже строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разных мероприятий, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь подросткам и семьям «группы риска».

В колледже развивается связь с учреждениями для социальной реабилитации несовершеннолетних, целостного решения проблем подростков, коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на подростка, так и на его семью. Такие мероприятия помогают несовершеннолетним, пока они еще не утратил связи с семьей.

2. Профилактика и противодействию этнокультурной и религиозной ксенофобии, терроризму и экстремизму

Терроризм и экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди молодежи.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее.

Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. В колледже проводятся следующие действия, направленные на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде.

3. Профилактика и противодействие незаконному обороту наркотиков, ПАВ, наркомании

Основные направления профилактической работы:

1. Информационно-аналитическое - направлено на изучение масштабов этого асоциального явления среди студентов, их отношения к употреблению наркотических и психоактивных веществ, а также выявление причинно-следственных связей распространения наркотиков в подростковой и молодёжной среде.

2. Информационно-образовательное - формирует систему представлений и знаний у студентов и их родителей о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях употребления наркотических и психоактивных веществ путём предоставления информации, описывающей неприглядные стороны употребления наркотиков и связанной с этим физической, социальной и морально-психологической деградацией личности.

3. Социальное - ориентировано на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни путём предоставления альтернативных асоциальным видов деятельности.

4.Психологическое - способствует формированию стрессоустойчивых личностных установок, позитивных оценок, а также навыков, позволяющих студенту сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков и ПАВ.

5.Организационно-кадровое - направлено на повышение квалификации педагогических кадров, реализующих вышеперечисленные направления деятельности.

Работе по профилактике употребления психо-активных веществ среди подростков – обучающихся колледжа уделяется все больше и больше внимания. Это направление становится приоритетным в работе педагогов-психологов и социального педагога. Так как современное общество все еще характеризуется крайней степенью социально-психологической и политической нестабильностью. В таких условиях возникает почва для социально-негативных явлений, таких, как преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне плюс неумение или неспособность части населения, особенно подростков и молодежи, активно справляться с жизненными трудностями – вот те предпосылки, которые обеспечивают наркомании и алкоголизму прочные позиции в обществе.

Подростковый возраст является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении мероприятий по предотвращению алкоголизма и других форм аддиктивного поведения.Поэтому в этот период особенно важно развитие определенных социально-психологических навыков, обсуждение с подростками тех проблем, с которыми они часто сталкиваются один на один, проблем общения, отношений с людьми, как взрослыми, так и ровесниками.

Также в этот период формируется система ценностей, переосмысливается и переоценивается уже накопленный опыт и вырабатывается основание жизненной позиции, отношение к людям, обществу, миру и к своему месту в нем. В связи с чем, как никогда встает необходимость знания и принятия норм и правил функционирования коллектива, получения информации о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о конфликтных ситуациях и путях разрешения конфликта. Возникает необходимость выработки навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни.

Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, в колледже постоянно проводятся профилактические мероприятия. И главным в этой работе мы считаем проведение позитивной профилактики употребления ПАВ.

Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не "запугивая" молодежь. Так как, часто запугивая, мы настраиваем их против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.

Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психо-активных веществ в работе с подростками в колледже главный упор делается на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивости, воспитание личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.

4. Профилактика и противодействие распространения ВИЧ/СПИД в молодежной среде

Новые тенденции распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране заставляют пересмотреть всю стратегию профилактической образовательной деятельности. В настоящее время заражение ВИЧ-инфекции перестало уже ограничиваться только традиционными группами, уязвимыми к ВИЧ, а стало распространяться среди широких слоев населения и, главным образом, среди молодежи. Очевидной стала и еще одна новая тенденция - повышение частоты распространения ВИЧ-инфекции среди молодых женщин и резкий рост частоты передачи вируса от матери к ребенку, что уже привело к увеличению числа ВИЧ-инфицированных детей, как в семьях, так и в образовательных учреждениях.

Все это еще раз подчеркивает реально высокую вероятность встреч с проблемами ВИЧ-инфекции непосредственно в образовательных учреждениях - социальном институте, который в первую очередь занимается детьми, подростками и молодежью. И, естественно, обладая большими и разнообразными возможностями и методами влияния на молодое поколение, его развитие и формирование, колледж не только не может находиться в стороне, но в современных условиях является главным направлением противодействия распространению ВИЧ-инфекции среди населения нашего города.

Достижения в области профилактической просветительской работы и превентивных мер в колледже, а также анализ сферы охвата молодежи позволили выделить и определить основные направления и целевые группы профилактической деятельности в условиях колледжа. Эти группы представлены следующим образом:

  1. здоровые несовершеннолетние;
  2. несовершеннолетние групп риска;
  3. возможно контактирующие с ВИЧ-инфицированными лица.

Наиболее многочисленная и обширная целевая группа профилактической работы - это группа практически здоровых подростков. Профилактика в этой группе преимущественно основывается на формировании и развитии «защитных факторов», препятствующих ВИЧ-инфицированию. Поэтому ведущими методами в этой группе являются многочисленные и разнообразные программы формирования здорового образа жизни молодежи и, прежде всего, нравственно здоровых навыков жизни, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам и выбору социально безопасной модели поведения. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная работа по половому воспитанию, а также информация о сущности ВИЧ-инфекции и путях ее предупреждения. Эта работа проводится в колледже в строгом соответствии с нравственно-этическими нормами и возрастными психологическими особенностями подростков.

Другая фокус-группа профилактической работы в колледже - это группа риска инфицирования ВИЧ. В профилактической деятельности в этой группе наряду с методиками, основанными на формировании защитных факторов, приоритет приобретают методы определения и раннего выявления факторов риска и последующей психологической и педагогической коррекций несовершеннолетних групп риска для снижения возможности заражения и предупреждении ВИЧ/СПИДа.

В связи с этим в колледже определены основные виды и задачи мероприятий:

- ознакомить студентов с теоретическими основами знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе, а также дать представления об эпидемиологии, способах и путях передачи заболевания;

- обучить педагогов психолого-педагогическим методам и формам практической работы с несовершеннолетними, их семьями и ближайшим окружением с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей;

- сформировать у молодежи навыки самостоятельного проектирования, организации и реализации профилактических мероприятий;

- ознакомить с особенностями международного и российского законодательства в сфере профилактики ВИЧ/СПИД.

5. Профилактика суицида среди обучающихся

Цель - оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия обучающихся (в первую очередь, семью, учебную группу и педагогический коллектив) с целью оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность обучающегося и процесс его развития.

Мероприятия

1.

Диагностика состояния психического здоровья и особенностей психического развития учащихся, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях.

2.

Выявление социально-неблагополучных семей.

Организация обследования условий жизни детей из этих семей.

3.

Создание «группы риска» развития суицидального поведения среди детей и подростков.

Психологическое консультирование педагогов, классных руководителей, родителей (опекунов), воспитателей, учащихся по вопросам, связанным с суицидальным поведением детей и подростков.

4.

Регулярное посещение учащихся по месту жительства с целью привлечения родителей, опекунов к более конструктивному и внимательному воспитанию своих детей.

5.

Выступление с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях с обзором документов:

  • Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера);
  • Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30);
  • нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений н/л, о защите их прав и т.п.
6.

Просвещение педагогического коллектива по следующим темам:

- «Психологические особенности подростков»;

- «Подростковый суицид: мифы и реальность»;

- Профилактика школьных конфликтов».

7.

Организация и проведение обучающего семинара для педагогических работников общежития - «Оказание помощи при текущем суициде».

8.

Повсеместное привлечение учащихся «группы риска» в соответствии с их интересами и способностями ко всей внеклассной работе и мероприятиям лицея (кружки, секции, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, акции, конкурсы и т.п.), в том числе с использованием возможностей молодежных и спортивных учреждений городских и сельских поселений.

9.

Выбор нового состава Совета студенческого самоуправления.

10.

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди учащихся. Пресечение всех случаев неуставных отношений.

11.

Незамедлительное сообщение в ОДН, КДН, управление образования (отдел опеки) о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц.

12.

Проведение недели здоровья и спорта, включающая конкурс рисунков плакатов.

13.

Классные часы по программе «Наш выбор - жизнь»:

  • «Человек свободного общества»;
  • «Учимся строить отношения»;
  • «Умей управлять своими эмоциями»;
  • «Если тебе трудно».
14.

Выступление на родительских собраниях по следующим темам:

- «Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»;

- «Первые проблемы подросткового возраста»;

- «Почему ребенок не хочет жить?»;

- «Ложь и правда о суициде».

15.

Организация и проведение обучающего семинара для педагогического состава «Суицид. Профилактика суицида среди подростков» с приглашением специалиста

16.

Организации оздоровления детей-сирот и их занятости в летний период.

6. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма

На этапе отрочества и юношества одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у подростков наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Подростки не всегда умеют управлять своим поведением, у них ослаблена способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

План реализуется по двум направлениям:

  1. совместная деятельность с обучающимися,
  2. взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с обучающимися включает восемь блоков.

  1. Транспорт.
  2. .Улица.
  3. Движение транспорта и пешеходов.
  4. Регулируемый пешеходный переход.
  5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
  6. Правила поведения в транспорте.
  7. Управление транспортным средством.
  8. Загородная дорога.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые экскурсионные поездки, наблюдения, беседы, организуются инструктажи, разыгрывание дорожных ситуаций и т.п.

Совместно с родителями обучающихся проводятся мероприятия профилактического характера.

Важным в реализации плана является взаимодействие с родителями обучающихся. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице.