Южный административный округ

II ВНПК «Интеграция инновационных технологий в проектную деятельность молодых специалистов»

II Всероссийская научно-практическая конференция

«Интеграция инновационных технологий в проектную деятельность молодых специалистов»

Конференция посвящена 170-летию со дня рождения выдающегося мастера российского ювелирного искусства Карла Фаберже.

Время проведения: 31 мая 2016 года

Место: ГБПОУ «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже»

Адрес: Москва, ул. Шипиловская, д.17, кор.1, стр.2.

В работе конференции приняли участие руководители и представители предприятий города Москвы и профессиональных сообществ "Гильдия ювелиров России", "Российского мемориального фонда Фаберже", "Национального фонда развития ювелирного искусства", "Международного союза дизайнеров", руководители, педагогические работники, студенты образовательных организаций города Москвы и России (Магнитогорска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани).

Цели конференции:

- изучение наследия Ювелирной фирмы «ФАБЕРЖЕ» и Карла Фаберже как мастера ювелирного искусства, успешного художника, дизайнера и предпринимателя;

- стимулирование проектной деятельности учащихся и студентов образовательных организаций с учётом традиций русского декоративно-прикладного и ювелирного искусства и инноваций в дизайне;

- выявление актуальных тенденций развития профессиональной компетентности молодых специалистов;

- формирование инновационной образовательной среды по направлению «Дизайн. Декоративно-прикладное искусство» для детей, молодёжи и взрослых.

Открыл конференцию Уткин Эдуард Юрьевич - Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Эдуард Юрьевич привествовал участников конференции, подчеркнул важность сохранения наследия Карла Фаберже и развития ювелирного дела в России. Образовательные организации Москвы, осуществляющие подготовку кадров для ювелирной отрасли - КДПИ имени К.Фаберже, ПК имени П.Овчинникова, 1 МОК и Колледж связи № 54 - были отмечены памятными дипломами от Гильдии.

С привествием к участникам конференции обратилась директор КДПИ имени К.Фаберже Мария Ивановна Никулаева.

На пленарном заседании с докладами выступили:

- Ананьина Галина Васильевна - Президент Национального фонда развития ювелирного искусства России,

- Кевченков Игорь Евгеньевич - Генеральный директор ООО «Русская ювелирная компания №1»,

- Скурлов Валентин Васильевич - профессор, Ученый секретарь "Российского Мемориального фонда Карла Фаберже" (Санкт-Петербург),

- Зинкевич Владимир Иванович - Начальник экспериментального участка ООО "Часовой завод "Ника,

- Макеев Сергей- Коммерческий директор группы компаний «РУТА» (всё для ювелирного производства),

- Саубанова Раушания Киямутдиновна - Директор ГБПОУ СПО"Казанский техникум народных художественных промыслов" (Казань),

- Савельева Оксана Петровна, канд. пед. наук, доцент кафедры академического рисунка и живописи ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», зам. председателя Челябинского отделения МТОО «Союз педагогов-художников», Председатель ЧРОО «Союз художников и мастеров современного искусства «Европейский художественный союз»,

- Герасимова Антонина Анатольевна, канд. пед. наук, доц. каф. художественной обработки материалов ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», член МТОО «Союз педагогов-художников»,

- Каган-Розенцвейг Белла Львовна, канд. пед. наук, доц. каф. художественной обработки материалов Институт строительства архитектуры и искусства ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», член МТОО «Союз педагогов-художников»,

- Ячменева Валерия Владимировна, канд. пед. наук, доц. дизайна Институт строительства архитектуры и искусства ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»

- Ильгиз Фазулзянов - ювелир "мирового уровня", ТМ "ILGIZ",

- Соколов Максим Владимирович - автор учебника, профессор, зав. кафедрой художественной обработки металла ФГБОУ ВПО Новосибирский педагогический университет.

На конференции была организована работа по следующим направлениям:

1. Круглый стол «Традиции и инновации в ювелирном деле. Формирование современного вектора ювелирного образования в условиях реализации профессиональных стандартов и участия в конкурсном движении WSI».

2. Семинар-практикум «Инновационные технологии в ювелирном деле» .

Мастер-классы по использованию лазерных технологий при изготовлении ювелирных изделий (лазерная гравировка, резка, пайка)

3. «Формирование условий взаимодействия образовательных учреждений в развитии проектной деятельности и ранней профилизации учащихся» из опыта и практики обучения декоративно-прикладному искусству взрослых и детей.

Темы выступлений:

-Профилизация дошкольников и младших школьников.

- Предпрофильное обучение.

- Методика применения проектной деятельности в дополнительном образовании.

4. «Проектная деятельность как средство развития профессиональной компетентности учащихся и студентов»

Рассмотрены аспекты формирование профессиональных компетенций в процессе разработки дизайн-проектов в различных отраслях. На площадке преподаватели и студенты поделились практическим опытом по использованию в проектной деятельности как современных ИКТ, так и традиционных способов работы (зарисовки, графические эскизы и т.д.). На обсуждение был вынесен вопрос как традиция и инновация в проектной деятельности способствует формированию профессиональных компетенций студентов.

На заседании рабочей секции «Формирование условий взаимодействия образовательных учреждений в развитии проектной деятельности и ранней профилизации учащихся» из опыта и практики обучения декоративно-прикладному искусству взрослых и детей модератор секции Нетужилкина Е.Ю. рассказала об актуальности работы по профилизации детей и представила собравшимся систему реализации ранней профилизации в ГБПОУ КДПИ им. К.Фаберже.

В подтверждении ее слов выступающие Андреева Е.Г, Романова Е.В., Простова В.Ю. и Смирнова А.И. рассказали о своей работе по профилизации детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках дополнительного образования. Преподаватели дополнительного образования поделились с собравшимися методикой преподавания основ изобразительного искусства, живописи, хореографии и ритмики детям раннего возраста. Главную цель своей работы выступающие видят в формировании общей культуры дошкольников и младших школьников, развитии их эстетических, интеллектуальных и физических качеств, как основы будущей профилизации.

Все участники секции пришли к единодушному мнению, что такая ранняя профилизация детей, заложенная на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста, создаст прочную базу к профессиональному самоопределению старшего школьника.

Развитие темы ранней профилизации нашло отражение в выступлении психолога Шестовой Т.И., которая познакомила собравшихся с работой психологической службы с учащимися 8-го класса предпрофильной подготовки. Впервые, в 2015 году колледж открыл набор в 8-е классы художественно-эстетической подготовки. Адаптация школьников, изучение типов их мышления, диагностика профильных предпочтений и рекомендации по повышению самооценки учащихся – вот главные направления работы психолога с учащимися 8 –го класса.

О предложении создания модели параллельного профильного обучения старшеклассников рассказала модератор секции Нетужилкина Е.Ю.

Основа такой модели состоит в организации единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего общего и среднего профессионального образования. Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, в рамках профильного обучения, получают по собственному желанию наряду со средним общим образованием профессиональное образование по программам специальных подготовительных курсов на договорной основе. Дальнейшее обучение по программам среднего профессионального образования может быть предложено по оптимизированным учебным планом. Реализация такой модели параллельного профильного образования не может быть достигнута без взаимодействия с образовательными организациями и образовательными комплексами округа. О взаимодействии школы и колледжа рассказала заместитель директора по социальной работе ГБОУ СОШ № 937 Тридчикова И.И. Участие школьников в Творческих субботах, Днях открытых дверей, различных мастер-классах , посещение музеев колледжа и предлагаемых курсов дополнительного образования оказывает большую помощь в самоопределении школьников. 15 учащихся ГБОУ СОШ № 937 в 2016 году уже заявили о своем желании продолжать обучение в предпрофильном классе художественно-эстетической подготовки. Ирина Ивановна отметила ценность такого взаимодействия и высказала пожелания о расширении и продолжении такого сотрудничества.

О работе музея декоративно-прикладного искусства со школьниками округа, об их знакомстве с миром профессий, об участии в мастер-классах рассказала ведущий преподаватель предметно-цикловой комиссии декоративно-прикладного искусства Головко П.Р.

В заключении, преподаватель высшей категории Акимов С.П. поделился с присутствующими опытом работы со старшими школьниками в рамках дополнительного образования. Он продемонстрировал работы слушателей курсов «Проектная графика» и рассказал о технологии применения метода проектов при решения технических задач.

Подводя итоги работы секции участники отметили нужность работы по ранней профилизации детей и школьников и необходимость ее продолжения и расширения.

В рамках работы площадки "Проектная деятельность как средство развития профессиональной компетентности учащихся и студентов»преподаватели представили студентов, которые принимали наиболее активное участие в проектной деятельности. Студенты поделись опытом работы в разработке дизайн - проектов на разных этапах его создания.

Анисимова Г.И. – преподаватель ГБПОУ КДПИ им. К.ФАБЕРЖЕ, Чечеткина М. – студентка гр. Д-4 ГБПОУ КДПИ им. К.ФАБЕРЖЕ Использование ресурсов социальных сетей для проведения предпроектного исследования, в рамках разработки дизайн-проекта». В своем выступление Чечеткина М. показа возможности социальных сетей при работе с целевой аудиторией: как находить тематический контент по проекту в один клик, как современные инструменты фильтров в социальных сетях позволяют проводить качественные исследования с минимальной статической погрешностью и без дополнительных финансовых затрат и как можно использовать времяпрепопровождения с реальной пользой для учебы.

Полонец А.С. – преподаватель ГБПОУ КДПИ им. К.ФАБЕРЖЕ рассказала о возможностях современного профессионально программного обеспечения в работе дизайнера: «Интеграция инновационных технологий в разработку дизайн-проектов студентов старшекурсников». На примерах работ старшекурсников было продемонстрировано как творчески можно сочетать в дизайн-проектах элементы ручной проектной графики (выполнение рабочих чертежей по ГОСТу) и те возможности, которые предоставляются современным профессиональным программным обеспечением.

Драгунова С.А. – преподаватель ГБПОУ КДПИ им. К.ФАБЕРЖЕ представала результаты работы студентов; Чуйкова М., Семенова М., Скударевой Н. – над проектом: «Создание ювелирного изделия, сочетающего традиции К. Фаберже и современные тенденции в ювелирном искусстве». Ребята подробно рассказали об этапах работы над проектом. Цель проекта состояла в изготовлении изделия сочетающего в себе традиции и нововведения современного искусства и новейших технологий. В результате получилось изделие с сохранением традиций Карла Фаберже, его растительный стиль и уникальность изготовления (яйцо с сюрпризом). Изделие имеет подвижную, универсальную конструкцию, которая позволяет полностью оценить его художественную идею и замысел. Работа над данным проектом позволила более осмысленно переносить знания в типовые профессиональные ситуации, анализировать явления, факты, приемы и методы работы, формировать основания для дальнейшей творческой деятельности. Участие в творческих проектах позволяет формировать профессиональные компетенции и развивать творческий потенциал студентов-ювелиров.

Степанова Л.М. - преподаватель ГБПОУ КДПИ им. К. ФАБЕРЖЕ рассказала о работе над проектом «Традиции и инновации в декоративно-прикладном искусстве и дизайне» студ. гр. Ю32 Поливяная Г. представила результаты своего исследования: «Дизайн ювелирных изделий», в своем выступление она подробно рассказала о дизайне эксклюзивных ювелирных изделий и технических требованиях предъявляемых к такого рода ювелирным изделиям. Книккман Л. (студ. гр. Ю1-11), Ситникова К(студ. Гр. Ю-32) отобразили в своем выступлении «Традиции инновации в декоративно- прикладном искусстве и дизайне».

Студентка Магнитогорского государственного технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ) в ОН ЛАЙН режиме поделилась опытом создания подиумных ювелирных украшений и рассказала о специфике работы над дизайн-проектом таких изделий.

Студентка МАМИ - Ерошенкова Елена Проект выступила с докладом на тему «Создание сложного многокомпонентного изделия из нескольких видов материалов, сочетающего несколько технологий их обработки». В рамках работы над проектом студентами были освоены различные профессиональные технологии и приобретены навыки работы в творческой группе.

Анна Ом (студентка 1 курса, Московского филиала ФГБОУ ВО "Высшая школа народных искусств (институт)", факультет ДПИ и НП) в свое докладе: "Современные художественно-графические требования к оформлению проектов в области ювелирного искусства" показала, в чем состоит специфика графических приемов при изображении различных ювелирных изделий.

Анна Мережко (студентка 3 курса, Московского филиала ФГБОУ ВО "Высшая школа народных искусств (институт)", факультет ДПИ и НП) рассказала как студенты создают реплики по работам Рене Лалика, тема доклада: "Влияние творчества Рене Лалика на проектную деятельность студентов в области ювелирного искусства".

Сутуга О.Н преподаватель ГБПОУ КДПИ им. К. ФАБЕРЖЕ представила результаты творческих работ своих студентов. Представлены дизайн-проекты студентов, с использованием различным профессиональных программ. В своих работах студенты продемонстрировали владение профессиональными программы и творческие решения при разработки дизайн-проекта.

Студент Никитин Денис представил проект: «Использование современных технологий для разработки дизайн-проекта «Колледж будущего». В процессе демонстрации была предложена оригинальная идея показа авторских решений предложенных для Колледжа будущего, а визуализация (ролик) показала наглядно, как предложенные решения могут быть воплощены в реальном объекте.

Студентка Фирсова Наталия показала, как профессионально оформить и представить свое портфолио. Тема ее выступления: «Применение инновационных технологий для создания сайт-портфолио дизайнера»

Лобанова Александра рассказала и на примере своего проекта показала как можно использовать социальные сети. Тема ее выступления: «Продвижение торговой марки «Веретено» с помощью различных видов социальных сетей:YouTube, Facebook, ВКонтакте и т.п.»

Студенты: группы Р-1 Доний А., Козловская Я., Ерохина Е. под руководством преподавателей ГБПОУ КДПИ им. К. ФАБЕРЖЕ Коротаев А.Н. Дроздова Т.И. рассказали и показали, как студенты-ювелиры работают с овоидной формой (яйцо), так характерной для творчества К.Фаберже. Была представлена серия работа по этой форме: "Влияние творчества К.Фаберже на обучающихся ДПИ при работе по овоидной форме" .

ИТОГИ

-Выступления студентов и преподавателей вызвали профессиональный интерес.

- Выставка творческих работ студентов, организованная в рамках конференции, продемонстрировали высокий исполнительский уровень представленных дизай-проектов.

- На конференции эффективно работали 4 секции, проведены он-лайн включения и обсуждения результатов Мирового Чемпионата WorldSkills в Сан Пауло, разработаны предложения к руководству движения WorldSkills по повышению конкурентоспособности участников из России.

В конференции приняли участие очно - 132 человека, в том числе 56 школьников, в режиме он-лайн – 47 человек.